29 января 2024 г.
Тренды в образовании детей и взрослых
"По многим причинам, но в частности еще и потому, что одна из моих дочерей заканчивает в этом году среднюю школу, а вторая - колледж, мне как никогда кажется актуальным затронуть важную тему «Тренды в современном образовании для детей и взрослых».
Мир стремительно меняется на наших глазах и образование вместе с ним. Образование будущего формируется уже сегодня, и необходимо различать те тренды, которые принесут наибольшую пользу.
Обычная картина для выпускников школ - отсутствие четкого представления о том, куда двигаться дальше. Часто они определяются с профессией, опираясь на мнение общества или родителей. И уже став студентом какого-либо вуза, молодой человек осознает, что выбрал не то. А кто-то понимает это лишь к тридцати, а то и сорока годам.
Опираясь на опыт работы в Байкальском Центре Образования, с уверенность. могу заявить, что сейчас очень многие заново выстраивают карьеру, уже более осознанно выбирая для себя сферу деятельности, записываясь на курсы в нашем учебном центре.
Немного статистики...
Результаты опроса, проведенного ВЦиом, показали, что почти 50 % людей, проживающих на территории России, не работают по своей основной специальности. Почему? Чаще всего причины в недостаточной зарплате, сложностях с трудоустройством, отсутствии интереса к профессии. 28 % опрошенных россиян и вовсе заявили, что по специальности не работали ни одного дня в своей жизни и сразу после получения диплома, пошли на курсы переквалификации по другой профессии.
Так какие же тренды хочется отметить?
Пожалуй остановимся на десяти основных :
1. Цифровизация.
Считаю, что это самый важный тренд совре-менного образования, который точно останется с нами надолго.
Цифровизация активно внедряется буквально всюду. В школах это электронные дневники и ведомости отчетности, в вузах, в учебных центрах ДПО - электронные библиотеки и учебные пособия, онлайн-лекции и много прочего.
2. Массовые открытые онлайн-курсы, школы и иные платформы для получения образования
Они решают две задачи:
Предоставить доступ к актуальному образованию как можно большему количеству человек независимо от географического места положения учащегося.
Сделать процесс получения знаний открытым и интерактивным.
3. Упор на непрерывность в обучении
Сейчас без этого невозможно представить жизнь современного человека. Информация обновляется с огромной скоростью, появляются новые технологии, роботы замещают людей, растёт спрос на неизвестные ранее профессии.
Всё это вынуждает нас постоянно обучаться, чтобы просто поддерживать нужный уровень компетенции.
4. Геймификация
Появился даже особый термин — Edutainment, который объединяет в себе понятия «обучение» (education) и «развлечение» (entertainment).
Практика геймификации учебного процесса вовлекает школьников и студентов в обучение, помогает развивать креативное мышление, «гибкие навыки», или soft skills, которые так важны в современном мире.
5. Технологии VR и AR
Логично из геймификации выходит ещё один тренд - применение технологий виртуальной и дополненной реальности. Это позволяет по-новому взглянуть на процесс образования, сделать его более объёмным и увлекательным.
Методы виртуальной реальности не только повышают наглядность изучаемого материала, но и расширяют границы восприятия, помогая максимально приблизить теорию и практику.
6. Адаптивное обучение
Адаптивное обучение набирает всё большую популярность в мире. О том, что образование должно подстраиваться под нужды ученика говорили ещё в древние времена. Но по-настоящему реальной эта идея стала с развитием искусственного интеллекта. Адаптивные системы позволяют создать максимально индивидуальный путь обучения, который учитывает когнитивные особенности ученика, его способы восприятия информации и начальный уровень подготовки. Пока у адаптивных программ есть свои ограничения: они не очень подходят для гуманитарных знаний и тех областей, которые подвергаются постоянным изменениям. Но это зоны для дальнейшего развития технологий.
7. Изменение роли преподавателя и чат-боты
Важная тенденция, которая будет только усиливаться со временем - это изменение роли преподавателя. Он перестал быть единственным источником знаний. Теперь он становится режиссёром, который создаёт и курирует образовательный процесс.
На плечи преподавателя ложатся такие задачи:
- Вовлекать студентов в обучение.
- Поддерживать мотива-цию.
- Придумывать и режиссировать интерактивные проекты.
- Учить мыслить и крити-чески воспринимать информацию.
А кто же будет заниматься проверкой знаний?
Пока это тоже задача преподавателя. Но уже есть сервисы по разработке чат-ботов, которые смогут автоматизировать процесс и облегчить преподавательский труд.
8. Применение нейротехнологий и Big Data
К примеру, нейротехнологии помогли понять, что простое изложение условия задачи (без визуального мусора) - уже залог того, что студенты легче с ней справятся. Поэтому педагог в образовании будущего непременно должен помнить о принципах минимализма и четкости формулировок.
9. Использование принципов Agile и Scrum-технологий
По сути, речь идет о новых подходах к организации учебных процессов. Если говорить простым языком, то принципы Agile и Scrum это разделение всего процесса обучения на отдельные отрезки, уделение особого внимания навыкам участия в командной работе и регулярное отслеживание результатов. Следуя методике Agile, студенты учатся получению обратной связи, более ответственному подходу к деталям, самомотивации.
Big Data или большие данные - это структурированные или неструктурирован-ные массивы данных большого объема. Их обрабатывают при помощи специальных автоматизированных инструментов, чтобы использовать для статистики, анализа, прогнозов и принятия решений.
10. Принципы фокусного и динамичного обучения
Ученые и психологи уже давно выяснили, что наиболее эффективно информация усваивается студентами в первые 20 минут лекции. Однако, продолжительность пары - 90 минут. Какой тогда в этом смысл?
Задача педагога в образовании будущего - принимать во внимание это время максимальной концентрации. Уже сейчас самые сложные и важные моменты преподаватели стараются изложить в первые 10-15 минут лекции. Затем идет отвлечение на решение задач, приведение примеров, допускается некая «лирическая страничка» (по теме). Минут пять мозг как бь отдыхает, а затем снова можно приступать к разъяснениям с постепенным снижением сложности материала к концу пары.
С уважением,
Бражникова Лариса Валерьевна,
исполнительный директор
В рубрике: Блог