РАЗДЕЛЫ

18 августа 2020 г.

Размышления об обучении первой помощи ( на примере занятий в период пандемии)

Рассказывает Марченко Дмитрий Владимирович –преподаватель-инструктор, главный внештатный специалист Минздрава Иркутской области по первой помощи

В настоящее время в интернете существует множество ресурсов, посвященных оказанию первой помощи. Более того, каждая уважающая себя организация в этой сфере считает необходимым разместить на своем сайте соответствующие информационные материалы: инструкции, объяснения, видеоролики, статьи и прочее. С какой целью это делается? Конечно, чтобы передать знания в надежде на то, что они помогут спасти жизнь и здоровье пострадавшим. Иными словами, эти знания должны быть применены гражданами на практике.

Можно ли назвать такую передачу знаний дистанционной теоретической подготовкой по первой помощи? Конечно, можно. По сути, это она и есть. Должна ли такая передача знаний происходить только в период вынужденной самоизоляции? Разумеется, нет. Она происходила до самоизоляции, должна происходить в период самоизоляции и должна происходить после. Дистанционная теоретическая подготовка населения по первой помощи должна осуществляться всегда и непрерывно, ведь заинтересованные граждане могут изучать эти знания, осмысливать информацию, применять на практике и передавать другим.

Возможны ли ошибки, если человек решит применить теоретические знания на практике? Возможны. Но это не значит, что необходимо срочно изъять из сети все материалы по первой помощи и убрать из открытого доступа учебные пособия.

Необходимо искать пути повышения эффективности дистанционной теоретической подготовки, и одним из путей является расширение её возможностей, чтобы дистанционно предлагать не только теорию, но и элементы практических навыков с «обратной связью», ответами на вопросы, вебинарами и т.д.

Формат онлайн-обучения из-за стремительного распространения интернета набирает популярность в различных и подчас неожиданных областях знаний (музыка, рисование, дизайн, иностранные языки, бег, гольф и даже плавание). Учитывая повсеместное распространение интернета, просто необходимо обратить внимание на онлайн-обучение по первой помощи, которое сможет в более качественном виде, чем информационные интернет-сайты, донести жизненно важную информацию до тех, кто в ней нуждается.

В качестве одного из эффективных инструментов можно предложить создание системы онлайн-обучения по первой помощи, которое позволит реализовать указанные предложения, подавать актуальный материал на основе современных отечественных и зарубежных подходов, а кроме того, объединять единомышленников и создавать чаты поддержки.

При этом отпадает необходимость затрачивать время и средства на транспорт, отрываться от ежедневной профессиональной деятельности, что нередко является препятствием для приезда в учебный центр. Решается также задача массового обучения, поскольку учебные аудитории на 20 мест расширяются до виртуальных комнат вместимостью 100–500 учеников. Обучаться могут и маломобильные группы населения, а также люди в преклонном возрасте.

Безусловно, лица, которые обязаны оказывать первую помощь в связи со спецификой профессиональной деятельности (данная обязанность закрепляется соответствующими федеральными законами), должны обучаться очно с выдачей сертификата для обеспечения максимальной эффективности их деятельности. Но широкому кругу лиц сегодня доступны лишь теоретические материалы на сайтах, и поэтому для них необходимо предложить возможность более углубленного изучения в режиме дистанционного формата. Это позволит, во-первых, повысить качество теоретической подготовки, добавив элементы практико-ориентированного подхода, а во-вторых, с помощью рекламы и агитации существенно расширить заинтересованную аудиторию.

Нам всем понятно, что формальное отношение к обучению навыкам оказания первой помощи угрожает Национальной безопасности. Именно поэтому нельзя ограничиваться лишь размещением на сайтах информационных материалов по первой помощи. Необходимо, чтобы данная информация сопровождалась возможностью её уточнения (ответы на вопросы), практической отработкой с проверкой результатов, чтобы информационные модули по первой помощи были предоставлены не только в виде текста, но и поясняющих иллюстраций, схем, алгоритмов, фотографий, видеороликов и т.д.

Кроме того, локальные алгоритмы спасения должны разбираться более детально. При этом весь комплекс обучающих материалов необходимо размещать в подробном и систематизированном виде. Только так можно сократить количество ошибок и сделать дистанционное теоретическое обучение по первой помощи действительно эффективным.

Занятия по первой помощи в онлайн-формате уже проводятся. Импульсом к этому послужил введённый режим самоизоляции. Так, на базе Управления МЧС России по Иркутской области в течение трёх дней в прямом эфире проводились онлайн-уроки для широкого круга лиц преподавателем-инструктором Байкальского Центра Образования Марченко Д.В. При этом пресс-служба Управления МЧС России предварительно запустила проморолик для привлечения внимания, а во время трансляции у зрителей была возможность задать вопрос и получить ответ.

На онлайн-уроках каждый день присутствовало порядка 800 человек в возрасте от 15 до 50 лет (основная масса – в возрастном диапазоне 30–35 лет). География интернет-слушателей охватывала Красноярский край, Иркутскую области, Республику Бурятию, Забайкальский край и другие регионы. Данная мера была инициирована как вынужденная, но мы убедились, что лучше таким образом напомнить согражданам о принципах первой помощи, чем вообще никак. Учитывая то, что в период самоизоляции многие граждане находились с детьми, первое же онлайн-занятие было посвящено оказанию первой помощи ребёнку.

Данный проект был горячо поддержан и высоко оценён гражданами. Полученная обратная связь и пожелания говорят о следующем:

- подобные онлайн-встречи очень важны;

- онлайн-занятия необходимо проводить регулярно;

- алгоритмы спасения должны поясняться более подробно.

Таким образом, уровень эффективности обучения первой помощи в онлайн-формате значительно выше, чем самостоятельное обучение по информационным сайтам и на доступных ресурсах, но ниже, чем очное, живое обучение с инструктором и с использованием специализированного оборудования (прежде всего, подготовленных полигонов учебного центра, инсталляций, интерактивных манекенов, дефибрилляторов и пр.). Онлайн-школы по первой помощи не способны заменить живые курсы, но способны значительно повысить уровень освоения знаний и навыков и массовость их распространения.

В заключении хочется напомнить, что умение оказывать первую помощь до прибытия профессионалов – это залог безопасности нашего общества и, по сути, «Национальная идея», как верно заметил Д.А. Морозов, председатель комитета по охране здоровья ГД РФ, поэтому, чем больше сограждан будет обучено по единой методике оказания первой помощи, тем выше вероятность спасения конкретного человека, попавшего в беду.

В рубрике: Изменения в законе    


Оцените:
Отправляю....
Отправляю....