РАЗДЕЛЫ

4 февраля 2021 г.

Обязанность водителей по оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП.

В продолжение предыдущего поста публикуем ответ на интересный вопрос про обязанности водителей по оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП. Комментирует преподаватель – инструктор БЦО Марченко Д.В.
Вопрос: если водители, причастные к ДТП, обязаны оказывать первую помощь, значит они обязаны иметь соответствующие умения и навыки? Если водитель не уверен в своих знаниях и не умеет оказывать первую помощь, он все равно обязан ее оказывать?
Ответ: кандидаты в водители должны получать подготовку по первой помощи в соответствии с примерными программами, утвержденными Приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий".

Данные программы предусматривают обязательное обучение оказанию первой помощи в объеме 16 часов. Однако на практике не все водители обучены оказанию первой помощи в установленном приказом объеме. В частности, система экзаменов в ГИБДД МВД России при получении водительских прав малоэффективна для контроля знаний по первой помощи. Тестирование по билетам при отсутствии практического экзамена приводит к тому, что можно просто заучить правильные ответы.

Кроме того, не предусмотрена необходимость переподготовки по первой помощи и ее периодичность. Это приводит к тому, что обучение первой помощи зачастую бывает формальным и неэффективным, и готовность водителей к оказанию первой помощи на институциональном уровне не обеспечена.
Обязанности водителя применительно к первой помощи в п. 2.6 Правил дорожного движения сформулированы следующим образом: «Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан: принять меры для оказания первой помощи пострадавшим», а не «оказать первую помощь».
Одновременно с этим, согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25, действия водителя транспортного средства, поставившего потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия в опасное для жизни или здоровья состояние и в нарушение требований Правил (пункт 2.6) не оказавшего ему необходимую помощь, если он имел возможность это сделать, подлежат квалификации по статье 125 УК РФ.

Под оставлением без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, следует понимать случаи, когда водитель транспортного средства осознавал опасность для жизни или здоровья потерпевшего, который был лишен возможности самостоятельно обратиться за медицинской помощью вследствие малолетства, старости, болезни или беспомощного состояния (например, в случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, не вызвал скорую медицинскую помощь, не доставил пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и т.п.)».
Таким образом, с учетом формулировки п. 2.6. Правил дорожного движения и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 водитель может быть привлечен к ответственности по ст. 125 УК РФ только в случае полного бездействия по отношению к пострадавшему, когда «водитель скрылся с места происшествия, не вызвал скорую медицинскую помощь, не доставил пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и т.п.». но не в том случае, когда он не выполнил те мероприятия первой помощи, в которых он не уверен.

Аналогичный подход прослеживается и в правоприменительной практике.
 

В рубрике: Изменения в законе    


Оцените:
Отправляю....
Отправляю....