Центр подбора и обучения
персонала
"Левобережье"
Забыли пароль? Регистрация
(3952)56-36-29, 706-136, факс/тел 706-198
23
ноября 2017

 

 

Подписка на новости и вакансии
 
Главная / Статьи / Ребенок и компьютер-...

Ребенок и компьютер- зло, или же реальная неизбежность!

Ребенок и компьютер – зло, или же реальная неизбежность!

 

Как бы ни было сформулировано общественное мнение в устах отдельных специалистов относительно зла компьютеризации детства, все же следует признать тот факт, что дети и компьютеры – неустранимая неизбежность. Неудержимы рост технического и интеллектуального прогресса на планете Земля, все больше требует от ее жителей, постоянного нахождения в русле этого прогресса. Компьютеризация и автоматизация нашей жизни и быта требует соответствующего уровня познания и навыков в не зависимости от возраста и социального статуса. И если же взрослый человек, обеленный сединой мудрости и жизненного опыта в состоянии решить возникшие жизненные вопросы с определенной долей альтернативности возникшей ситуации всеобщей компьютеризации общества, то маленький или же юный член общества не имеют таких навыков альтернативного поиска решения! Поэтому, с определенной долей уверенности можно сказать – компьютеризация детства необходимая реальность. Другая сторона медали гласит, что компьютеризация детства должна иметь разумные уровни и пределы.

Современные дети достаточно много по времени соприкасаются с телевидением, видео и компьютером. И если предыдущее поколение 80-х и 90-х годов – считалось поколением книг, то современное поколение получает информацию через видео ряд, интерактивные источники познаний. Прежде всего, давайте разберемся, в угоду выше упомянутых специалистов, насколько опасен компьютер ребенку, который отрезок времени допустимо проводить за ним, и не мешает ли компьютер нормальному развитию детей? Необходимо выяснить, а что же такое компьютерные программы для детей, в чем их польза, а в чем их недостатки? Может, существуют какие то и нейтральные суждения?
В большинстве работ Л.А. Венгера, посвященных развитию и обучению детей дошкольного и начального школьного возраста можно найти научное обоснование и подтверждение сего факта, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка.

Современные компьютерные программы для детей с высокой степенью достоверности описывают современный реальный мир ребенка. На экране монитора оживают не только любые его фантазии и герои любимых книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, дети в своем воображении создают особый мир, не только похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не только отдельное, какое- то разовое понятие или реальную ситуацию, но также получил обобщенное представление обо всем перечне похожих ситуаций или предметов. Поэтому, делаем первый вывод, который гласит, что детские компьютерные программы у детей развивают такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, систематизация процессов и суждений!

Следует отметить, что перечисленные мыслительные операции у детей, при стандартном так называемым «дедовском» обучении, начинают формироваться с 6-7 лет. Причем, эти качества доступны не всем детям, так как давно доказано, что общий шаблон коллективного обучения, накладываемый на детский классный коллектив, неоднороден в прививании знаний, умений и навыков. При старом подходе, дети, требующие индивидуальной концепции обучения, к сожалению, не выходят, в требуем возрасте, на достаточный уровень вышеуказанного мышления.
Очевидно, что одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая функция. Необходимо об этом поговорить подробнее и посмотреть, что же нового может дать компьютер, по сравнению с живим преподавателем. Именно в компьютерных играх ребенок отчетливо и очень рано начинает понимать, что показанные предметы на экране – это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. Во всевозможных играх знаки, символы, предметы усложняются, преобразуются все больше в обобщенность и все меньше кореллируются во сходстве с реальным окружением предметов.. Это говорит о том, что именно таким образом, у детей достаточно рано развивается так называемая знаковая функция сознания, другими словами формируется понимание того факта, что есть несколько уровней реальности в окружении существующего реального мира. Что имеется в виду? А именно – это и реальные предметы, схемы и картинки, слова и жизненные уравнения. Наконец, это мысли, реальные детские мысли, именно они являются наиболее сложным, идеальным, описательным уровнем действительности.

Но с другой стороны "знаковая функция сознания" важна не только в осознании наличия в природе всех этих уровней, но и является тем фундаментом в основе самой возможности мыслить, не опираясь на внешние предметы, не применяя ассоциации. О важности такого мышления и существенной сложности развития которого, говорят известные многим трудности при традиционном обучении детей чтению или счету "про себя". Ребенок все равно продолжает шепотом перебирать собственные пальцы при счете, произносить текст при так называемом «мысленном» чтении. Поэтому, делаем второй вывод! Компьютерные игры именно облегчают процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступны уже для детей 4-5 лет. Если сказать проще, то мультимедийность и интерактивность компьютерных детских игр – обучалок позволяет в некоторой степени заменить ребенку условно пальцы для счета, произносить за ребенка «в слух» прочтенный текст, тем самим, снижая у ребенка внутреннюю привязку к чрезмерной ассоциативности.
Продолжая эту статью, следует отметит, что важность в детском развитии компьютера, на этом не заканчивается. Замечено, что в процессе таких занятий улучшаются память и внимание детей. Ведь такие исследователи детской психологии, как Ж.Пиаже, А.Валлон, П.П.Блонский и ряд других малоизвестных, утверждали, что у маленьких детей еще нет желания «запомнить», нет просто произвольного запоминания с поставленной целью, исключительно из-за отсутствия как таковой у маленького человека. Потому, что детская память случайна и непроизвольна. Поэтому детишки в состоянии запоминать только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, события, яркость которых заключается в цветовых необычностях, акустических воздействиях, смысловых необычностях. А отсюда делаем третий вывод – здесь опять незаменимым помощником является компьютер, ибо он в состоянии сделать значимым и ярким содержание усваиваемого материала. Как раз именно это ускоряет его запоминание, делает его более осмысленным и долговременным.

 

Необходимо особо поговорить о детской моторной координации. Много известно случаев жалоб родителей на неуклюжесть их, дошкольного возраста, чад. Что дети с трудом повторяют несколько усложненные физкультурные упражнения, что большинство дошкольников не воспринимают такие понятия сторон, как право и лево. Причем, некоторые из родителей начинают бить тревогу, ошибочно считая, что такие недостатки свидетельствуют о задержке развития, об умственной отсталости. Конечно же такие мнения крайне ошибочные, и если ребенок слышит такие суждения, то это может привести к комплексу неполноценности. Поэтому, делаем четвертый вывод – компьютерные игры имеют огромное значение не только для развивая интеллект детей, но и для развивая их моторики, точнее они формируют моторную координацию, при чем формируют координацию совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

Почему же именно компьютер легко и быстро может помочь в преодолении недостатков моторных координации? Все очень просто, в любых играх, от самых простых до невероятно сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. А так как действия детских рук и пальчиков нужно сочетать с видимым действием на экране, то совершенно естественно, что без дополнительных специальных занятий, развивается так необходимая зрительно-моторная координация у ребенка.

И наконец, пятый вывод! Известно, что так трудно порой бывает усадить активного по темпераменту малыша за традиционные, испытанные веками занятия по изучению чего либо. Не зря же утверждается психологами, что внимание ребенка возможно удержать обычными методами, максимум на 5-10 минут. На компьютере же ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься именно на нем, при этом стандартное время удержания внимания ребенка программой 15-25 минут, что несколько больше традиционного удержания, что в свою очередь обеспечивает более глубокое изучение обучаемой сущности. Это связано с тем, что не сам компьютер, а установленная на нем какая ни будь новая обучающая программа с продолжаемой сущностью излагаемого в обучении вопроса, сама по себе привлекательна для детей как любая новая игрушка. Очевидно именно поэтому компьютерные игры – обучалки не воспринимаются детьми в качестве занятий. Они воспринимаются исключительно как игры! А какой же ребенок не любит играть?

И так, делаем окончательный вывод полезности занятий детей дошкольного возраста с использованием обучающих компьютерных программ – игр. Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структурных категорий, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих качеств особенно важно для дошкольного возраста, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к будущей школе.
Но рассуждая о пользе, о том, как компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, мы забыли о самом важном – так называемой золотой середине, о норме нахождения! Известно, что всякая вкусность может так сказать стать ядом, если не учитывать разумность в дозах, а преломляя на нашу задачу – то следует учитывать разумность временных пределов занятий ребенка на компьютере. Нужно понимать, что компьютер – это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.

Существуют определенные ограничения по времени. Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном без отдыха больше 20 минут, а ребятам 5-7 лет можно увеличить время непрерывности ежедневной игры до получаса. Можно много говорить о том, что компьютер может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера. Все это конечно верно, и все же компьютер – это наше будущее. Работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации.

А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. И самое главное, уважаемые родители, нельзя уповать только на компьютер, спихнув на него часть ваших прямых обязанностей в привитию ребенку доброты и познаний. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль. На этой точке мы заканчиваем развивать дальнейшие суждения, в следующей статье будут изложены наши размышления относительно важности компьютерного обучения детей школьного, 7 – ми – 17-ти летнего возраста. Всем спасибо за то, что читали нас!

 

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.